Пресса о Тихонове

20.09.1997

Александр Тихонов: Обезвредить зека, вооруженного двумя ножами, – не подвиг

 

20 сентября 1997 г.
Андрей Васильев
 
Из трех конноспортивных клубов, которыми Россия была представлена на питерском этапе Кубка мира Volvo по конкуру, наибольшего успеха добился московский, названный именем его руководителя Александра Тихонова. (Победы в двух конкурах из шести, добытые Натальей Симонией и Александром Аникановым.) Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону ныне с головой окунулся в бизнес, и именно на его деньги живет и развивается признанный сегодня самым стабильным и перспективным клуб России. Не оставил Александр Иванович и вид спорта, принесший ему мировую славу, – он является президентом Федерации биатлона России. И по-прежнему, как и в те времена, когда был действующим спортсменом, пытается во всем добиваться максимального успеха. Намерен даже выступать на летних Олимпийских играх-2000 в Сиднее. В качестве всадника.
– Вы ожидали, что Симония и Аниканов выступят в Петербурге столь удачно?
– Бороться собирались, но особых надежд не питали. Особенно рад за Наталью - лошадь Эфедра, на которой она выиграла, почти год не выступала из-за травмы, долгое время находилась в гипсе, и только за две-три недели до Кубка Volvo мы начали на ней работать. Кобыла очень способная, сумела быстро восстановиться. Теперь, после этой победы, у нас появились определенные надежды на то, что удастся сформировать по-настоящему крепкую сборную страны. Главное сейчас - участвовать в таких турнирах, которые необходимы спортсменам и лошадям для получения лицензии на право выступать в олимпийском турнире в Сиднее.
– Кто войдет в сборную?
– Думаю, основной костяк составят четверо: супруги Харлам и Наталья Симония, Эдуард Тикот и Аниканов. Саша очень молод, но быстро прибавляет и на некоторых соревнованиях выступает просто здорово. Со своей стороны, я постараюсь создать все условия для их подготовки.
– Все четверо – представители вашего клуба. Могут ли оказаться в главной команде страны петербуржцы?
– Для того чтобы добиться успеха в конном спорте, нужны годы упорных тренировок, за один день ничего не получится. Будет приятно, если ваша федерация правильно подойдет к решению этой проблемы и готовить питерских всадников намерена прежде всего на перспективу.
- Говорят, вы лично собираетесь выступить на Олимпийских играх в Сиднее. Это правда?
– Меня как-то спросили: правда ли, что я прыгаю в высоту на 2,30? И я ответил – пытался, но высоту не взял. Да, честолюбивые помыслы принять участие в Олимпиаде есть, но должность президента Федерации биатлона России создает мне существенные проблемы. Как-никак до зимних Игр в Нагано остается времени всего ничего, надо готовиться. Семь месяцев я вообще не сидел на лошади. Потренировался чуть-чуть перед чемпионатом клуба и (смеется)... Скажем так, сумел создать какую-то конкуренцию. Есть желание с февраля, после Олимпиады, более серьезно заняться подготовкой и тренироваться уже минимум по 4 – 5 раз в неделю. Почему бы не попробовать? Выступают даже семидесятилетние, а мне 1 января только 51 исполнится.
– Как же все-таки случилось, что после завершения карьеры биатлониста в 1980 году вы сели на коня?
– Все мое детство было связано с этим прекрасным животным. Пас табуны в родном селе Вуйское Челябинской области, зарабатывая на кусок хлеба. Это скорее недоразумение, что с 14 до 46 лет я ни разу не сел на лошадь. А когда волею случая вновь оказался в седле, опять почувствовал страсть к коням. Если бы в детстве была возможность заниматься в конно-спортивной школе, я бы из всех видов спорта предпочел именно этот. Россия очень сильна своими конными традициями, у нас столько олимпийских чемпионов... Почему бы не попытаться эти традиции возродить?
– Сколько времени потребовалось, чтобы создать финансовую основу для развития конного спорта в России?
– Шесть лет. Но, естественно, не будь у меня производства, никакой основы не было бы. Я владелец компании "Тихонов и Ко", занимающейся хлебопечением, сельхозпереработками и производством мясных изделий – готовых продуктов в вакуумной упаковке. В нашем меню пока десять наименований, но через два-три месяца мы доведем количество "блюд" до 30 – 35 и будем кормить российское население гарантированно экологически чистым продуктом. Пора создавать конкуренцию, хватит кушать заморские окорочка и питаться в Макдональдсах. Русская кухня ничем не хуже.
– Как два года назад был создан конно-спортивный клуб Александра Тихонова?
– У нас как-то не принято называть клубы в свою честь. Мы привыкли прославлять Пеле, Марадону, Шумахера, других и забыли, что ни одна страна мира не имеет таких спортивных традиций, как наша. Мы были лучшими. Но с развалом Советского Союза многое изменилось, а ведь конный спорт - это целая индустрия, он требует огромных затрат. Я очень благодарен таким же энтузиастам, товарищам из группы "Девиз", которые впервые в истории России организовали в хоккейной коробке конные соревнования, вложив в их организацию столько сил, энергии и денежных средств. Петербургу есть чем гордиться – в спортивную историю города вписана еще одна славная традиция.
– Впечатления не испортил даже инцидент с анонимным звонком о якобы подложенной в "Юбилейном" бомбе?
– Знаете, подобное случается не только у нас. На стадионах всего мира рушатся трибуны, устраиваются безобразия. А тут... позвонил какой-то совершенно недалекий человек, сумасшедший – просто захотел испортить праздник. Глупо, в стране и без того забот хватает.
– Как вы думаете, с чем связан провал сборной Германии в субботу, когда разыгрывался непосредственно Кубок Volvo?
– Многое зависит от подготовки к соревнованиям, от того, как лошади перенесли дорогу. Да и привезли немцы не самую сильную команду. Тем не менее я рад, что нам удалось опровергнуть упорные слухи о низком уровне российского конного спорта. Почему так говорят? Все дело в финансовых возможностях. Мы мало ездим на крупные турниры, нет у нас необходимой соревновательной обстановки, той, какая была на Кубке Volvo.
– В нынешнем году Клуб Тихонова уже организовал несколько крупных турниров. Какие ваши ближайшие планы?
– У меня много честолюбивых задумок. Хотелось бы провести свой, российский турнир - Кубок Volvo все-таки шведский. Например, открытый международный чемпионат своего клуба, который для начала включал бы в себя два-три этапа. Скажем, один в Москве, второй в Петербурге и финал в Ростове-на-Дону, на родине нашего конного спорта. Уверен, на такие соревнования приедут все лучшие отечественные всадники. Надеюсь также, что найдутся средства пригласить гостей и из-за рубежа, причем не молодежную сборную Германии, а несколько действительно сильных спортсменов, на которых можно посмотреть и у которых можно поучиться.
– Недавно вы провели соревнования, посвященные юбилею Москвы. По отзывам, они были очень представительные. Расскажите о них подробнее.
– Этот турнир стал первым мероприятием в программе празднования 850-летия столицы. Все другие намечались на 6 - 7 сентября, а мы уже 25 – 27 августа провели соревнования на олимпийской арене в Бицах. Праздник удался, в турнире участвовало более шестидесяти всадников и ста лошадей. Практически мы собрали всех сильнейших российских спортсменов. Было много зрителей, все очень понравилось детям. С этого-то ведь обычно и начинается - не исключено, кто-то из этих мальчишек и девчонок захочет серьезно заниматься этим видом спорта.
– В разговоре с четырехкратным олимпийским чемпионом по биатлону трудно не перейти с "конкурного поля" на "лыжню". Какая из медалей вам дороже всего, какая победа далась труднее, больше запомнилась?
– Все. В жизни спортсмена не бывает второстепенных и первостепенных побед. Гренобль, Игры 1968 года памятны тем, что я был тогда еще юниором, но сумел завоевать сразу две медали - золотую и серебряную. Потом были японский Саппоро и австрийский Инсбрук, который я называю Седым, потому что за плечами уже было две Олимпиады. Игры закончились для меня в 33 года Лейк-Плэсидом. Тогда у нас существовал "возрастной ценз" – в возрасте Христа я считался уже "дедом", хотя на самом деле выглядел вполне прилично.
– Вы возглавляете Федерацию биатлона России. Все ли сейчас у нас хорошо с традиционно "нашим" видом спорта?
– Да, у российского биатлона очень солидные традиции. Очень большие надежды на предстоящей Олимпиаде связываем с вашим земляком, неоднократным чемпионом мира Владимиром Драчевым, он один из фаворитов Нагано. Как и Сергей Таранов. Молодежь наша – подспорье опытным, остараемся сохранить победные традиции, хотя спортсмены – народ суеверный, и не хотелось бы забегать вперед. Но шансы на олимпийское золото в биатлоне у России действительно серьезные. Тем более что он, как ни один другой вид спорта в нашей стране, остается на очень высоком уровне.
В Новороссийске построен шикарнейший спорткомплекс, Ханты-Мансийск создает лучший комплекс в мире. В прошлом году туда на "Кубок Югры" съехались спортсмены 12 государств, а ведь до этого многие из них даже не знали, где находится "такая страна". Теперь эти соревнования станут традиционными. Хотят строить центры биатлона в Чувашии, Башкирии. Нам много звонят, предлагают свои услуги. Хотелось бы такой же обстановки и в конном спорте.
– Вы сказали о шансах биатлонистов-мужчин, но не упомянули женщин. Каковы их перспективы?
– Два года подряд Ольга Ромасько становилась чемпионкой мира. Она перешла из лыжных гонок, мы долго за нее "сражались", и, как видите, не зря. Сейчас в женской сборной подобрался состав, который может бороться за медали любого достоинства. Кроме Ромасько, это и Анна Волкова, и Ольга Мельник, и Галя Куклева. Полагаю, мы имеем полное право рассчитывать на успех в Нагано и в женском биатлоне.
– Скажите, как вам удается совмещать работу в Федерации, в конно-спортивном клубе и в своей фирме?
– Я никогда не приходил туда, где все хорошо. Меня постоянно тянет "вытаскивать" трудные ситуации. Конный спорт находился "в завале", а мне очень хотелось, чтобы всадников из России везде уважали.
– Что еще надо сделать, чтобы отечественный конный спорт окончательно встал на ноги?
– Надо повернуться к нему лицом. Вот на чемпионате Европы в Германии Гельмут Коль сидел на трибуне вместе с членами немецкого правительства, а потом участвовал и в награждении. Так же должно быть и у нас. В этом плане очень здорово помогает нам Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы, и в его честь мы хотим провести турнир. Он запланирован на конец ноября и будет открывать зимний сезон. Уже дали согласие некоторые известные спортсмены.
– Могут ли русские всадники "выстрелить" еще до Сиднея, предположим на чемпионате мира?
– До этого еще будет первенство Европы, много международных турниров. Например, в германском городе Ахен, выиграть который равносильно успеху на Олимпиаде. Стать его участником уже большое счастье.
– Известно, что вы награждены орденом Красной Звезды за поимку опасного преступника. Как это произошло?
– В 1969 году мы с другом возвращались с чемпионата СССР по биатлону поездом Москва – Свердловск. Ночью преступник, бежавший из места заключения, решил ограбить ресторан. Наш вагон находился рядом, мы пришли на крики людей о помощи, минут 20 – 30 боролись с бандитом и обезвредили его. Он был вооружен двумя ножами и успел нанести одиннадцать ранений женщине, директору вагона-ресторана, и шесть ран слесарю, пришедшему ей на помощь. Самому лично пришлось их перевязывать – обычными простынями, целлофаном, что было под рукой. К счастью, люди остались живы. Я не считаю себя героем – в конце концов, тогда я был офицером внутренних войск.
Другие материалы



0

Партнеры сайта