Дорогие друзья,
Для начала я бы хотел рассказать о тренерском совете в Чайковском, который по словам СБР прошёл в спокойной и дружелюбной обстановке всеобщего одобрения. На самом деле мне звонили тренеры и высказывали своё мнение, которое было далеко от поддержки принятых критериев. В наше время таких тепличных условий сборная команда никогда не получала.
Для спортсменов, не попавших в состав команды, теперь практически не осталось шансов туда отобраться. Единственный шанс молодёжи проявить себя - это чемпионат Европы. Костя Бойцов подобрал ряд высказываний российских тренеров, которые я позволю себе процитировать.
Николай Князев:
- Критерии отбора полностью подстроены под интересы сборной команды. В прошлом году они были жёстче, причём это касается всех соревнований от чемпионата мира, до чемпионата Европы. Теперь мы берём вместо одного уже двух человек на усмотрение тренеров и сокращаем пространство для спортивного отбора. К тому же нелепо выглядит условие, которое гарантирует спортсмену участие в чемпионате мира при двух попаданиях в 15 лучших. Все же было бы справедливо, поставить условие, хотя бы раз попасть в «шестёрку» лучших. Тогда было бы понятно, что спортсмен способен бороться за высокие места.
Кроме того, политика протекции основной сборной может убить мотивацию у других спортсменов и веру в справедливый отбор. Теперь им гораздо сложнее пробиться в команду. Приведу свежий пример. На чемпионате мира по биатлону старший тренер по резерву Александр Касперович не поставил спортсменов, которые готовились в сборной. В результате Пётр Пащенко, Илья Попов и Александр Печёнкин, имевшие лучшие результаты не смогли завоевать медаль. После таких решений нам тренерам трудно смотреть спортсменам в глаза.
Валерий Захаров:
- Конечно, нельзя сделать такие критерии отбора, которые были всем хороши. Кто-то всегда останется недоволен. Но сегодня сборная команда получила колоссальное преимущество над всеми. Всё решают тренеры сборной и отдают приоритет людям, прошедшим централизованную подготовку. А как быть остальным? У людей просто нет никаких перспектив, и теряется смысл их подготовки. Чтобы использовать один-два шанса для отбора, нужно быть на голову всех сильнее. А ведь сборники и так имеют лучшие условия для подготовки, чем остальные. Не осталось ни одного старта, где все могли бы вместе собраться и реально выяснить, кто сегодня сильнее.
Владимир Аликин:
- Я, честно говоря, никак не могу понять – кто в тренерском штабе сборной принимает решения. Кущенко уверяет, что все отдано на откуп старшим тренерам. Но у меня вопрос – а, например, Министерство спорта, полномочия этих тренеров признает? Виктора Майгурова, который теперь фактически выполняет обязанности главного тренера вместо оттертого от команды Валерия Польховского, насколько мне известно, Минспорта вообще не рассматривает как ответственное лицо. Это, однако, не мешает Правлению СБР наделять его всеми полномочиями. Подозреваю, что если очередной сезон не задастся – именно его сделают разменной фигурой. Получается какой-то бред – без конца переставлять тренеров, словно речь идет о плохом хоккейном клубе, это руководство СБР делает охотно. А вот хотя бы отчасти разделить с ними ответственность за два подряд неудовлетворительных сезона – на это исполнительный директор пойти не готов. Я уже три года внимательно слежу за его поступками и теряюсь в догадках – за что он вообще отвечает и какое из данных обещаний он в состоянии сдержать? Год назад обещали, что собранная команда тренеров будет работать до 2014 года. Зачем обещали? Есть правда одно дело, с которым Кущенко справляется блестяще – это пиар. Эта способность могла бы принести нашему биатлону немало пользы – если бы Сергей Валентинович не пиарил в первую очередь самого себя, а расплачиваться не приходилось спортивными результатами и международным авторитетом нашей страны. Ведь совершенно очевидно – сразу после Сочи эта команда уйдет. С чем останется российский биатлон – как на спортивной арене, так и в Международном союзе биатлонистов – страшно даже подумать.
Спортсмены тоже далеко не в восторге от сложившейся ситуации. Вот, что говорит племянница Володи Александра Аликина:
- Конечно, моему тренеру Леониду Александровичу Гурьеву виднее, где нам лучше готовиться, но мне кажется, это во многом вынужденное решение продиктованное сверху. Руководство защищает интересы основной команды и отдаёт международные старты ей полностью на откуп. Но как мы можем повышать своё мастерство, если нам не будут проезжать по ушам в международных гонках. Мы можем бегать до 30 лет на Кубке страны и, когда мы, наконец, выберемся на международный уровень, нам так проедут по ушам, что мало не покажется. Там совершенно другой уровень психологического давления. Когда я приехала на этап Кубка мира в Ханты-Мансийске, я не могла попить кофе перед пристрелкой, потому что у меня тряслись руки. Ну побегаю я ещё год, а потом ещё год на чемпионате страны, и может после этого наше руководство поймёт, что к 30 годам надо кого-то вывести на международный уровень.
Громко сказано, но мы готовимся к Олимпиаде в Сочи, идём по ступенькам, как курочка по зёрнышку. В этом сезоне будем готовиться к чемпионату Европы. Думаю, у нас будет немало стартов. Кроме того, нам дадут стартовать на этапах Кубка IBU в Отепя и Острове, которые ближе всего к дому. Так что будем расти у нас в России, вариться в этом котле и ждать, когда нас наконец возьмут на международную арену.
Всё это происходит при полном отстранении руководства СБР. Чемпионат мира в Уфе не одарили своим присутствием ни президент IBU Андерс Бессеберг, ни глава СБР Михаил Прохоров. Последний вместо этого предпочёл открыть новую арену своей баскетбольной команды "Бруклин Нетс" и уже обещает через три года сделать её чемпионом. К каким результатам он привёл наш биатлон за три года руководства, вы уже можете видеть. Теперь Прохоров решил порадовать жителей России, как он на деньги от продажи национальных богатств открывает арены в Америке, такие каких в России нет ни одной. При этом в его собственном хозяйстве разваливаются стадионы в Новосибирске, Екатеринбурге и ряде других городов. Это наплевательское отношение с его стороны как к биатлону, так и в целом к России.
Многие команды, к примеру, спортсмены Москвы не имеют средств для проведения сборов. Прошедший в Уфе чемпионат мира по летнему биатлону также оставил много вопросов. Представители нескольких команд жаловались мне на организационные проблемы, в которых Союз биатлонистов России не принимал никакого участия, как проводящая организация. Сами организаторы соревнований отлично подготовили трассы, провели церемонии открытия и закрытия, но в то же время некоторые иностранные команды были поселены не там, где им обещал размещение лично Кущенко. По сравнению с тем, как мы провели первый чемпионат мира и чемпионат Европы была огромная разница. Были потрачены значительные деньги, поэтому проводить соревнования в таком стиле ещё раз ни у кого нет желания, поэтому на церемонии закрытия даже некому было по традиции передать флаг IBU. Также продолжаю отвечать на ваши вопросы.
Наталья :
Александр Иванович, как Вы оцениваете принятые критерии отбора? По словам Брагина, у спортсменов, не входяших в сборную, нет шансов туда попасть. Разве это справедливо? Или нынешние сборники - каста неприкосаемых?
Мне уже звонили несколько тренеров, с которыми я постоянно общаюсь и сказали, что на тренерском совете творилось полное безобразие. Выслушали Пихлера, который утверждал, что они прибавили. Что прибавили, в чём прибавили? Украинская команда с гораздо меньшими возможностями выступила на чемпионате мира ничуть нехуже, а с ведущими командами они бы и вовсе остались без медалей. Не было никаких выводов и никаких дискуссий, в отличие от того, что было раньше. В отчётах тренеров и Лопухова, и Гербулова - полный непрофессионализм. Об этом будет ставиться вопрос и в Министерстве спорта, где все также очень недовольны.
Анатолий :
Здравствуйте, Александр Иванович! Вот смотрю за возвращением в сборную Чудова. Ему явно делают поблажки. Почему же таких поблажек нет для возвращающихся спортсменок женской сборной?
Я когда-то брал в команду Чепикова, который не выступал три года, но Сергей доказал, что это было оправдано. Если вы вспомните мои интервью, то я всегда говорил, что если с Максима свалится бронза, и он будет заниматься делом, а не выставлять себя на показ, то вполне может показывать снова серьёзные результаты. Поэтому я считаю, что правильно сделали, что дали Максиму шанс.
Сергей :
Добрый вечер Александр Иванович! Уважаю вас как спортсмена. Как человека который приносил славу СССР. Не знаю где вам задать вопрос поэтому решил задать его здесь. Надеюсь увидите и ответите.
Я заметил что в IBU нашу страну не очень любят и уважают. На лицо присутствуют двойные стандарты. С нашим мнение в этой организации зачастую не считаются. Есть ли возможность создать в России противовес IBU? Возможно ли в России создать свой кубок мира? Я заметил что в биатлоне многое решается деньгами. Зенит покупает игроков за 100 миллионов евро. В связи с этим я уверен в России найдутся деньги на организацию такого соревнования.
Создать противовес мы не сможем, потому что мы строим дворцы в других странах, покупаем за сотни миллионов иностранных футболистов, а на свой спорт у нас денег не хватает. У нас были шансы в 2006 и в 2010 годах, когда мы проводили конгрессы IBU продвинуть российскую кандидатуру на пост президента. Но как ни странно, этот вопрос нужно задать Вадиму Мелихову, который не поддержал нас в 2006 году и Михаилу Прохорову, который в 2010 году призвал голосовать за Бессеберга. Поэтому мы снова ничего не получили. Я надеюсь, что эта несправедливость будет исправлена на конгрессе в Минске в 2014 году.
ida :
Как Вы считаете, возможно ли создание новой международной федерации по летнему биатлону? Нужно ли это, с Вашей точки зрения. Могло бы это помочь летнему биатлону? Или все должно оставаться в рамках одной федерации?
В 2014 году можно будет подумать и об этом, но я считаю, что выделять не надо, а надо популяризировать и искать спонсоров. Когда проходил чемпионат мира в Оберхофе, коммерческие гонки в Пюттлингене, фестиваль Blink в Норвегии, трибуны были заполнены полностью. Это говорит о том, что у летнего биатлона есть потенциал, просто IBU лень им заниматься. Их видимо интересует только финансовая выгода, так как в Италии аудитор Рэй Кокконен заявил, что аудиторам не дали финансовые документы для проверки. Бессеберг же эту ситуацию постепенно сгладил, а Россия и не попыталась раскрутить этот вопрос.
А. Тихонов