Новости биатлона

05.03.2020

И. Гибадуллин: "Методика Хованцева - это наработки 30-летней давности"

- Насколько закономерными видятся вам итоги выступления сборной России на чемпионате мира? 

- Итогом всей подготовки сборной является чемпионат мира. Один сбор в горах ничего не изменит, если проделанная до этого работа была неправильной. На мой взгляд, в подготовительный период работа велась методически неправильно. Системы энергообеспечения спортсменов были не подготовлены к соревновательной деятельности. Методика Хованцева с работой во второй зоне на пульсе 150-160 - это наработки 30-летней давности. Во-вторых, ощущается, что планирования тренировочного процесса не было и нет. Вся работа велась от сбора к сбору, а распределения по микроциклам не велось. Если как говорит Драчёв, на заключительном этапе работу женской команды планировал Хованцев, то в чём заключается роль Норицына.  
 
- Так Хованцев вынужден был вмешаться, увидев, куда команду завёл Норицын. 
- Я с Норицыным был три года в плотном контакте. Он выполнял лишь указания старших от и до. Поэтому и здесь он, наверняка, выполнял указания Хованцева, потому что сам никогда не владел конкретными тренировочными методиками. Пока процесс подготовки спортивного резерва не перестроится, а Хованцев будет оставаться главным тренером, мы будем иметь такие результаты. Идёт тенденция на то, что гроб российского биатлона закрывается крышкой и звучит похоронный марш. Все вопросы, касающиеся тренировочного процесса требуют системного подхода. 
 
- Было удивительно, что тренеры на сборе в Обертиллиахе не рассчитали на какой день придёт реакклиматизация, перебрали с силовой работой и не смогли сразу грамотно согласовать дни приезда и отъезда спортсменок. Почему ошибки делают в таких мелочах? 
- Это просто бред. Если эти вопросы не просчитаны на подготовительном этапе, то какой эффект можно ждать от подготовки на высоте? Это просто мелочи и отговорки. Надо рассматривать всю систему подготовки, все тренировочные нагрузки. Но вся команда работает практически по одинаковому плану. Мне даже с Украины писали о том, что понравился мой доклад на тренерском совете в Тюмени, когда я говорил об индивидуализации тренировочного процесса с учётом системы энергообеспечения спортсменов. Украинцы почему-то услышали это, а наши продолжают давать все одинаковые нагрузки. Это каменный век. 
 
- Сбор в Риднау насколько получился продуктивным при подводке к чемпионату мира? Как вы оцените вклад Александра Касперовича в подготовку чемпиона мира Александра Логинова? 
- Моё мнение заключается в том, что Логинов - вдумчивый парень, великолепно изучивший свой организм. То, что говорили о его больном локте, я думаю, использовали как повод, чтобы разгрузить организм от тех нагрузок, которые ему давали на сборах. Он устал, загрузился, и ему нужно было отдохнуть. Молодец Касперович, который готовил спортсмена индивидуально и убедил в такой необходимости тренеров сборной. Главное, что они сделали акцент на подводке к основным соревнованиям. Он понимал, что бороться за первое место в Кубке мира проблематично, но подвести себя к чемпионату мира ему по силам. Согласен, что в этой победе основная заслуга Касперовича.   
 
- Тренеры сборной планировали два пика в этом сезоне. На первый они вывели команду в начале сезона, а до второго так и не дошли. В чём были допущены ошибки? 
- Так вся подготовка была рассчитана на декабристов. Методика Хованцева позволяет пробежать пару стартов на свежачка, а потом организм загружается и всё. Система же организма не подготовлена к тем нагрузкам, которые возникают в соревновательном процессе. Никому ещё не удавалось обмануть организм. Надо с ним "договариваться" и выстраивать подготовку с точки зрения системы энергообеспечения к основным стартам. Мы удивляемся, почему норвежцы бегут? Так они уже в 12-13 лет начинают выполнять повторные интервальные тренировки. Это подготовка системы анаэробного энергообеспечения к соревновательной деятельности. Мы же хотим за один год подготовиться, но так не получится никогда. Нам необходимо полностью пересмотреть систему и концепцию подготовки спортсменов, начиная с детских спортивных школ. Без этого мы ничего не сделаем. Сегодня все российские школы работают так, как их тренеры сами тренировались 25-30 лет назад, но это уже каменный век.   
 
- Как можно такую талантливую спортсменку как Миронова довести до такого физического и психологического коллапса, но ей не хватает скорости даже на 6 км эстафетного этапа? 
- Тут проблема не только у Мироновой. Я бы спросил на всю катушку не только с Норицына, но и с Хованцева. Где Малиновский? Где Цветков? Где Бабиков? Где Малеев? Где  Кайшева? Они просто убили этих ребят своей методикой. Я обследовал Цветкова ещё в 2012 году. У него преобладает анаэробная система энергообеспечения, о чём я говорил тогда Лопухову. Объёмами в первой-второй зоне Хованцев убил всех. На тренерском совете я говорил о молодых Поршневе и Стрельцове, что это машины с двигателем "Мерседес", в которые заливают 82-й бензин. Нельзя же всех под одну гребенку. Уже не те времена, когда можно одного загубить, а потом придёт другой. Я попросил  тренеров отчитаться на совете по микроциклам, рассказать подробно о подводящей и разгрузочной работе, но ничего не услышал в ответ. Отчёты делает Загурский, за что его и держат годами в команде и он даёт информацию только о том, какой объём сделали в какой зоне интенсивности? Где сейчас наука в команде, почему Загурский перестал ей заниматься? Вот и получается, что тренеры заявляют о хорошем самочувствии спортсменов, а результаты говорят о другом. Где данные о работоспособности, показатели МПК, индекс напряжения, показатели ЧСС ПАНО? Поэтому уровень подготовки сборной России сейчас - это каменный век, следствием чего и стали результаты чемпионата мира.   

- Как можно изменить ситуацию? 
- Во-первых, нужно разработать программу развития биатлона в российской федерации. Мы можем её разработать и внедрить во все спортивные школы.   
 
- Так Хованцев сейчас внедряет норвежскую методику "Лестница биатлона"? 
- У него нет никакой норвежской методики. У него есть одна методика - 30-летней давности, построенная на работе во второй зоне и аэробных объёмах. Когда ему говоришь о системах энергообеспечения и уровне ПАНО, он ничего не понимает. Я ему привёл пример с Поршневым, которого грузили два года объемами. У него ударный объем сердца  увеличился, а минутный объем изменился незначительно. То есть левый желудочек увеличился, а мощность работы сердца (миокард) не изменилась. У него четвёртый тип, преобладает анаэробная система энергообеспечения, которую и нужно раскручивать на тренировках. А его грузили аэробной работой. Также убили Миронову. Ни один из ведущих тренеров сборной сейчас не соответствует современным стандартам подготовки. Я предложил бы  Олегу Васильевичу Матыцину поднять научное обеспечение сборных команд, ввести лицензирование тренеров специальной комиссией, которая должна проверить знание биохимии, физиологии. Когда Белозёров, Хованцев и Норицын проходили повышение квалификации? Поэтому тренеры и отстают в методической подготовке. Мы выходили на Драчёва с предложением программы подготовки спортивного резерва от 12 лет до мирового уровня, но он эту идею отмёл. Кто сейчас может сказать, как в сборной России переносят нагрузки спортсмены разной направленности? Никто этим не занимается, хотя французы и норвежцы уже давно готовят своих спортсменов на основе индивидуальных особенностей организма.  
 
Беседовал А. Круглов
Другие материалы



0

Партнеры сайта