Новости биатлона

06.06.2013

Михаил Прохоров о биатлоне, хоккее, футболе, баскетболе и России

БИАТЛОН

— «Комсомолка» на днях провела исследование среди читателей, какой вид спорта им нравится больше всего. Оказалось, на первом месте — биатлон, обогнав даже футбол.
— Третий — хоккей?

— Фигурное катание.
— Понятно. Девушки поддерживают.

— Вы уже около пяти лет возглавляете Союз биатлонистов России. Пытались ввести новую модель, но результата нет…
— Не пытался, а продолжаем ее реализовывать. К сожалению, к двум главным стартам — чемпионатам мира 2012 и 2013 — нам не удалось подготовиться. Допустили определенные просчеты. Но результат в среднем уже есть. В прошедшем сезоне ребята второй раз подряд выиграли Кубок наций. То есть мы идем в нужном направлении.

В 90-е годы считалось, что наш биатлонист должен плотненько бежать и стрелять. А другие страны, в первую очередь Норвегия, взяли другую модель — бежим как лыжник, стреляем как из автомата. Долгое время эта тактика не приносила успех…Но сменилась система функциональной подготовки, оборудование. И выяснилось, что такой подход дает высокий результат. Люди стали ногами отыгрывать до минуты на спринте, и в скорости стрельбы мы тоже начали отставать. Наш биатлонист ждал ошибки конкурента. Перед Олимпиадой в Ванкувере мы не стали ничего трогать, только улучшили подготовку команды, условия… К счастью, свезло. Вы помните, что Женя Устюгов на двадцатке допустил лишь один промах, из-за чего он стал только четвертым. В масс-старте отстрелял на ноль — золото.

После Ванкувера мы честно сказали: надо менять парадигму. Нужно догонять ногами и менять ритм стрельбы. Для этого — растить тренерские кадры. Мы создали детскую винтовку, сделали учебник, переподготавливаем тренеров, работающих по старинке.

Не забывайте, что мы потеряли ряд лидеров после допингового скандала. Усилился подход к контролю, и кто-то из перспективной молодежи никуда не вышел. Многие молодые ребята были «заколоты».

Меняем все сразу. Весь пласт. А выбора нет. Либо мы медленно сдаем позиции, либо готовим новых звездочек. По мужской сборной — уже пошли ребята, которые на пике формы готовы бороться с ведущими биатлонистами мира. Такого два-три года назад и близко не было!

— А Вольфганг Пихлер? Разве он не проваливает работу?
— Не было человека, согласившегося возглавить женскую сборную России! Я всю ответственность беру на себя. Готов держать удар, но надо быть объективными. Давайте подготовим новую волну. Я уверен, через четыре года поколение Александра Логинова, Максима Цветкова, Ульяны Кайшевой, Ольги Подчуфаровой будет выносить всех. Они уже готовятся по современным технологиям. Имеют самое лучшее оборудование, методики…

Но я понимаю, болельщики не простят, если биатлонисты не выиграют в Сочи две-три золотые медали. Поэтому мы четко настроены. Собрали все лучшие тренерские кадры. У девчонок был выбор, по какой методике идти — Пихлера или Селифонова и Касперовича. У нас единая команда, никаких конфликтов. И это правильный выход в нынешних условиях.

«ЛЫЖИ И ВИНТОВКА — КАК СКРИПКА СТРАДИВАРИ»

— Как вам трасса в Сочи? Будет ли преимущество своей «поляны»?
— Нас как федерацию никто не спрашивал, какая нужна трасса. Она соответствует всем мировым стандартам. Но как всегда есть нюансы. Существуют крутые спуски, которые точно не дают преимущества нам — а тем спортсменам, кто с двух лет стоял на горных лыжах. Мы изучили сочинскую трассу и поняли, что наши биатлонисты из-за таких спусков проигрывают по 3-4 секунды. Поэтому уже сейчас они несколько недель провели на Камчатке. Горные лыжи тоже входят в основу подготовки к Сочи.

— А можно изменить трассу?
— Уже нет, она принята. Нюанс не в самом спуске, а скорости на повороте, когда выходишь из него. Если видели, многие спортсмены на сочинском Кубке мира в такие моменты буквально вылетали.

Что ж, исходим из того, что есть. Пытаемся наши недостатки сделать преимуществом.

— Россия может конкурировать по биатлонным технологиям с другими странами? Ружья, лыжи, смазки… Для нас принципиально стрелять из ижевской винтовки, если есть немецкие?
— Лыжи и винтовка — как скрипка Страдивари. Одинаковых не бывает. Нам удалось добиться, что Россия — вторая в очереди и на винтовки, и на лыжи.

Доступ к современным смазкам у нас есть. Много западных конкурирующих фирм, заинтересованных в продаже мази. Но ноу-хау всегда появляется в какой-нибудь новой лаборатории. Мы попытались собрать российских ученых — специалистов по пластику, структуре снега, мазям.

Вроде бы задача простая: добиться максимального водоотталкивания, чтобы снег не прилипал к лыжам. У нас есть специалист по структуре снега, но его специализация — лавинообразование. Есть уникальные специалисты из ВПК, но они делают смазочные материалы для ракет. Посадили всех ученых вместе — и они не поняли техзадания. У них другая профессия.

Поэтому и здесь мы работаем на второй волне. Да, выделили деньги на инновации. Но это — вариант Левши. Появится уникальная разработка — немедленно применим. Хотя выглядим не очень технологично на фоне ведущих стран.

А спортивная медицина? Она у нас относится не к Минспорта, а к Минздраву. Две разные задачи — готовить суператлетов и лечить население. Что важнее для ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство)? Конечно, второе!

Большинство спортивных школ находятся в системе Минобразования. Но мы же готовим не математиков и физиков, а атлетов. Конечно, такие школы должны относиться к Минспорту. Вот тогда Министерство спорта сможет создать цепочку…

Чтобы не происходило как в баскетболе, когда в 17 лет только один процент ребят из спортшкол попадает в команды мастеров. Но баскетболист раскрывается в 23-24 года! Как Майкл Джордан — был неплохим игроком, а в 24 года стал мегазвездой. Окреп мышечно, ментально.

Мы теряем 99 процентов спортсменов. Поэтому нужно развивать команды при ВУЗах, улучшать методики. Делать недорогие полупрофессиональные клубы, где ребята смогут наигрывать практику. Он может так выстрелить в 24 года, что его сразу заметят.

Система должна работать. И не надо больше денег. Понятно, что бюджет не резиновый. Но нужно каждую копейку использовать эффективно.

— Эти изменения вы имели в виду, когда делали запись в блоге после Олимпиады в Лондоне: нужно кардинально менять систему российского спорта?
— Не кардинально, а логично. Я предлагаю модель, которая не имеет изъянов по технологии. Один кубик хорошо ложится к другому. А сейчас мы не можем получить результат. Любой руководитель спорта объективно скажет: это вне моей епархии.

«ТИХОНОВ — ВЕЛИКИЙ ПОПУЛЯРИЗАТОР»

— Говоря на сленге Интернета, Александр Тихонов буквально троллит* вас. Как вы его воспринимаете — как биатлонного Бубнова или как специалиста, которого нужно слушать?
— Я люблю любую критику. И когда обо мне говорит Александр Тихонов, в его словах есть здравый смысл. Важно слышать своих оппонентов. Я был инициатором того, чтобы у Тихонова была возможность выступить на совещании СБР. Хотя он не представляет никакой регион и сейчас вообще уехал в Белоруссию. Но я написал ему личное письмо, потому что Тихонов выражает не только свои взгляды. Есть категория тренеров, которая с ним абсолютно согласна.

Например, специалисты спросили: «Почему не задействован потенциал Польховского?». Я встретился с Валерием Польховским, и он привлечен к работе как советник президента СБР.

Кто-то возражал. Тот же Тихонов все время выступает… Это его право! Мы готовы дать площадку любому человеку. Александр Тихонов — великий популяризатор биатлона. Пусть даже это троллинг, но это заводит людей. Притягательная яркая личность. Он нам реально нужен. Потому что популяризация бывает не только со знаком «плюс». Чем больше кипит энергии вокруг биатлона, тем выше рейтинг и больше болельщиков.

БАСКЕТБОЛ — «НБА ПРИЕДЕТ В РОССИЮ»

— «Бруклин Нетс» — ваша страсть. Почему в «Нетс» не играет ни один россиянин?
— Очень хочу, чтобы в моем клубе появились российские баскетболисты. Это как мостик, чтобы за американский клуб «Бруклин» болела вся наша страна.

Но сделать непросто. Это не футбол, где платишь деньги и покупаешь кого хочешь. В НБА очень строгая система, как к тебе может попасть игрок — через драфты, сделки.

— Вы предлагаете открывать регулярный чемпионат НБА в Москве.
— Это одна из тем, которую я обсуждаю с руководством лиги. В Лондоне уже проходили матчи НБА. Я считаю, что и в Россию должны приехать две команды. Провести не выставочное шоу, а показать реальную игру.

Вот я в Бурятии встречался с молодыми баскетболистами, которые много спрашивали о технологиях НБА. «Как они тренируются? Покажите! Мы ведь тоже много работаем!» Позанимался с парнями, показал несколько упражнений, которые подсмотрел в «Бруклине». Я это делаю, им было тяжеловато. Ребята талантливые, яркие, но нет современной методики. Нужно ее внедрить в студенческом баскетболе. Если там случится рывок, это перейдет и в более консервативные команды мастеров. А пока у нас вакуум информации.

— Помню ваше знаменитое обещание: «Женюсь, если в течение пяти лет «Бруклин» не станет чемпионом НБА». Сколько лет осталось?
— Два года. Но это была шутка, естественно.

— Вот как!
— Я давал интервью в Америке, но в России мои слова восприняли всерьез.

ХОККЕЙ — «СТАЛИН — НЕ МОЙ ГЕРОЙ»

— Политика похожа на спорт? Там тоже фолят, играют договорные «матчи»…
— В хоккее можно играть в шайбу, а можно применить силовой прием. Или головой боднуть. В этом смысле политика похожа. Но у спортивного соревнования есть календарь, а в политике каждый день жди событий. Что-нибудь да прилетит.

— Вы смотрели чемпионат мира по хоккею, 3:8 от сборной США?
— Конечно.

— Ужас…

Есть виды спорта с бешеной конкуренцией. Футбол, биатлон, хоккей, фигурное катание… Они для всех стран стали политическими. Невозможно предсказать победителя чемпионата мира. Вот в биатлоне выходят 20 человек, которые всегда могут отстрелять на ноль и взять золото. В лыжах проще, там в спринте либо норвежец победит, либо наш.

Там, где высокая конкуренция в спорте, нужно отходить от советской психологии: «Только первое место». Это больше не проходит. Работает лишь система подготовки профессионалов. Если с этим все хорошо, мы можем бороться за самые высокие места. А когда на зимней Олимпиаде в лучшем случае имеем шанс в половине видов спорта, то понятно, что мы играем в другой лиге.

В хоккее есть 5-6 равных команд. Кто-то лучше выспался, поймал кураж — и все. Помните, как великая сборная СССР проиграла 3:4 американским студентам на Олимпиаде-1980 в Лейк-Плейсиде? До этого мы их побеждали 9:2 и 10:3. Все тонко в спорте. Поэтому хочу поддержать тренеров и игроков. Не спешите ставить гильотины на Красной площади.

— Их уже начали ставить, когда вратарь Илья Брызгалов разжег костер перед четвертьфиналом с США, признавшись в любви к Иосифу Сталину.
— Сейчас Сталин вышел из могилы и является участником современного политического процесса. Я думаю, 30 процентов населения России к этой фигуре относятся положительно. Он создал систему абсолютного доминирования государства над свободой личности. Но это не мой герой. И я могу доказать, что Сталин был очень слабым политиком.

— Докажите мне и Брызгалову.
— Представьте, что сейчас май 1945-го. Мы, великая страна, победившая в великой войне. Как ее итогами геополитически и экономически распорядились мы? Создали социалистические страны, которые кормили 40 лет. Они в итоге ушли, да еще к нам претензии предъявляли.

Американцы же забрали выдающихся немецких ученых, разработки, документы — и стали супердержавой. Если б от меня зависело, я бы выбрал совсем другую концепцию развития страны. Развал Советского Союза был предопределен ошибками Сталина. Это очевидный факт, который не могут опровергнуть даже ярые сталинисты.

ФУТБОЛ — «Я РЕГУЛЯРНО ПОКУПАЮ КЛУБЫ»

— Читал о вас два слуха. Первый — правда, что вы покупаете клуб НХЛ «Нью-Йорк Айлендерс»? Они ведь уже переезжают в ваш «Барклайс Центр».
— Я ничего не собираюсь покупать. Просто «Айлендерс» заключил контракт с ареной и с определенного сезона будет выступать в Бруклине. Это выгодно всем — больше заработают и стадион, и клуб.

— Второй — правда, что вы приобретаете футбольную команду? Говорят об украинской «Таврии» из Симферополя.
— Я регулярно «покупаю» футбольные клубы, острова, яхты. Это комментировать сложно.

— Как вы вообще относитесь к идее объединенного футбольного чемпионата Украины с Россией?
— В хоккее и баскетболе это получилось. Но футбол слишком политизирован. Я не уверен, что это получится на практике. На данном этапе это вообще неосуществимо. Так что рассуждать не о чем.

РОССИЯ — «НАМ НУЖНО СТАТЬ МОДНОЙ СТРАНОЙ»

— Кого из спортсменов считаете идеалом? Вы о Майкле Джордане говорили…
— У меня никогда не было кумиров.

— Почему у нас кроме хоккея нет звезд мирового уровня, как Надаль, Леброн Джеймс, Месси? Вы согласны с тем, чтобы стать мегазвездой, нужно уехать из России?
— Это общая проблема — молодежь хочет покинуть страну. Просто в спорте это ярче видно. Откройте глаза, вздрогните: «Товарищи, что-то надо менять в консерватории». Мысль и человеческий капитал в эпоху интернета собирается там, где выше конкуренция, где есть возможность не только заработать, но и достичь признания. Здорово стать чемпионом КХЛ, но Кубок Стэнли в НХЛ покруче. Вы у любого спортсмена спросите.

Надо так развивать спорт и страну, чтобы у нас появились собственные бренды. Американские могу перечислять долго — «Майкрософт», «Гугл», «Кока-кола», «Макдональдс»… Их знают в любом уголке мира. А скажите, с каким брендом сейчас связана Россия?

— Шарапова? Исинбаева?
— Берите шире.

— Водка? Мафия?
— Это есть и в других странах. Бренд у нас только один — Владимир Путин. Работает везде. А что еще? Матрешки уже неактуальны. Медведи с балалайками — тоже. Черная икра давно стала иранской. Наша водка давно не доминирует…

Очень хочу, чтобы им стал «Ё-мобиль». Если не рискуешь репутацией, то и прорыва не случится. «Майкрософт» и остальные гиганты были созданы вопреки, когда в них не верил никто.

Молодые ребята мне говорят: «Страна немодная». Все же в интернете сидят, во всем разбираются. А нам нужно сделать Россию модной, чтобы она стала притягательной, и в нее начала вкачиваться энергия. Вот тогда спортсмены будут не в Америку уезжать, а играть у себя дома.

Павел Лысенков, "Советский спорт" 

Другие материалы


Комментарии

  • 8 Июня 2013 : алексей :
    системная ложь, это- издержки бытия всех тех, кого в 90-х посадили торгавать Российским сырьём. по другому им запрещено. а вот кто именно, и именно им отдал наше сырьё за "бесценок"-это уже другой вопрос.
  • 7 Июня 2013 : Андрей из Барнаула :
    Блин, ну почему люди, которым всякими заковыками получилось вытащить деньги из страны, указывают людям как надо жить? Америка гражданин Прохоров держится на штыках демократии. Это каждому экономисту понятно. Они в долгах как в шелках. Деньги надо вкладывать в Россию. Только так поднятся можно. Тем более в стране приложить их можно с таким большим эффектом, что вам и не снилось. Но вы только на вывоз работаете. И забывает, что СССР, Германия, Япония именно так поднимались после войны. Ну главное, вы забыли, что Китай вашу хваленую сшашку обойдет.
  • 7 Июня 2013 : Владимир Калошин (комментарий на skisport.ru) :
    Хочется верить в успех новой парадигмы (слово то какое), но после того как на своей шкуре испытал эту "парадигму" не верю. Страховал машину в компании Прохорова "Согласие", делали 5 месяцев при том, что ремонт был не ахти какой, а документы у меня были собраны в день аварии.
    И, как оказалось, не я один такой.
  • 6 Июня 2013 : дядя Вася :
    "Там, где высокая конкуренция в спорте, нужно отходить от советской психологии: «Только первое место». Это больше не проходит. Работает лишь система подготовки профессионалов".

    До прихода в большой спорт таких "профессионалов", как Прохоров и ряд других олигархов, советские "любители" выигрывали золотые медали. Сейчас только самые высокие цели ставят перед собой норвежские биатлонисты и лыжники, китайские прыгуны с трамплина и гимнасты. Для китайцев второй - это по-прежнему первый среди проигравших. Однако у них процент золотых медалей в общем числе наиболее велик, что говорит об устойчивости их психологии, не зря китайских прыгунов с трамплина сравнивают с роботами.
  • 6 Июня 2013 : Александр Тихонов :
    Михаил Дмитриевич, cогласен с вами только насчёт бренда президента России, так как был его доверенным лицом в первую выборную компанию и считаю таковым себя по сей день.
    А что же вы за столько лет, имея столько денег и столько проектов, не создали ни одного бренда. Е-мобиль таким стал, но со знаком минус. Над ним смеется вся страна и про него сочиняют анекдоты и шутливые песни. На словах создать такой бренд легко, также как и выиграть чемпионат НБА и завоевать четыре золотых медали в Сочи. Только вот дела со словами у вас все время расходятся. Правильно сказал Александр Хинштейн, ничего путного за свою жизнь, кроме за бесценок скупленных предприятий Прохоров не создал.
    Ой, извиняюсь, я знаю, какой бренд вы создали - это Вольфганг Пихлер, "лучший тренер в мире". Единственный тренер, который остался работать после двух сезонов подряд с оценкой неудовлетворительно.

0

Партнеры сайта